Заказать звонок
* Ваше имя:
* Ваш телефон:
* Сообщение:
* поля, обязательные для заполнения

 

МИРОВАЯ ПОХОРОННАЯ КУЛЬТУРА XVIII-XX вв.

 

  Становление похоронного дела, как самостоятельной сферы национальной культуры началось на рубеже XIX-XX столетий, т.е. в исторический период становления индустриальных обществ в России, Европе и Северной Америке. Существующие ранее мелкие мастерские по производству гробов и ритуальных принадлежностей, не выдерживали конкуренции с набирающим обороты промышленным похоронным производством.

  Первый Музей мировой погребальной культуры в России официально открылся в Новосибирске 14 мая 2012 года. Хронологически Музей демонстрирует мемориальную культуру от XIX века до первого десятилетия XX века, т.к. именно в это время в похоронной культуре было поровну и эстетства, и гуманизма. В Музее во множестве представлены диорамы – сюжетные инсталляции старинной погребальной культуры того времени. Это можно назвать Музеем культуры жизни наших предков.

Траурная мода XVIII — начала XX веков.

  Во все времена скорбь по ушедшему из жизни человеку диктовала особые правила поведения и внешне выражалась в ношении траурной одежды, которая, в свою очередь, выражает внутренне состояние того, кто её носит.

  Траур (от немецкого der Trauer – «печаль»)  — сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему. В XIX-м начале XX-х веков в России Траур подразделялся на:
 -  глубокий траур, который носился год;
 -  полу-траур, соблюдавшийся полгода;
 -  и трёхмесячный траур, во время которого допускалось вместо чёрного носить серое и лиловое.

  В течение года носили траур по смерти близкого родственника – супруга, родителей, брата/сестры. Краткий  траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например, кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия того времени, должна была носить чёрное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался в определённой моде на чёрные платья и траурные аксессуары, и полным отсутствием драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.

Украшения из волос умерших. 

  Это – старинный вид рукоделия известен с 14-го века,  но особую популярность приобрёл в викторианскую эпоху.  Из волос любимых и близких людей делали  браслеты, цепочки и серьги, вкладывали их в броши, кольца и подвески, причём, всё это было очень модной традицией и очень распространённой во всех  слоях населения. Украшения из волос родных людей носились с гордостью; из волос массово плели венки и помещали их в рамку под стекло, как семейные фотографии. В память об умерших членах семьи  располагали эти вещи на почётном месте в гостиной, рядом иногда помещали рамочку с генеалогическим древом семьи.

  Бывало, что у молодой умершей девушки родственники отрезали косу и оставляли себе на память. У покойного могли вообще срезать все волосы для того, чтобы пустить их на что-то плетёное и памятное.

Посмертные фотографии.

  Этот необычный фото-жанр возник в викторианской Англии и покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША, и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство.

  Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) – обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа (прародитель фотоаппарата). Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX-го века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, которая стала очень распространённой и популярной, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в начале XX-го века.

  Посмертные фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память. Поэтому сохранилось множество фотографий умерших детей в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками.

Похоронная процессия в последний путь.

  Ритуальные услуги относятся к той сфере человеческой жизнедеятельности, которая практически не меняется с течением времени. Новшества здесь появляются редко и приживаются с трудом: люди очень серьёзно относятся к сложившимся похоронным традициям и принадлежностям. Поэтому траурные церемонии и мероприятия проходят сегодня примерно так же, как проходили испокон веков, лишь внешний антураж становится постепенно всё более современным.

Конный катафалк. Современные автокатафалки.

  Ритуальный транспорт появился много сотен лет назад с появлением колеса и повозок, а также использования домашних животных в качестве перевозчика тела умершего.

  В Европе на протяжении столетий существовал и совершенствовался погребальный катафалк; особенного расцвета изготовление катафалков достигло в эпоху барокко XVII - XVIII вв.: это была пышная карета, покрытая чёрным сукном, с канделябрами и воженными свечами по бокам.

  У людей знатного происхождения на траурном шествии использовали катафальные кареты, которые украшались резьбой и дорогими материалами, имели изящную отделку как внутри, так и снаружи, и ярко блистали позолотой. Под стать карете подбирались и украшались лошади. Единственное, что осталось неизменным в оформлении с того времени кроме обязательных цветов и венков – основным цветом катафалка, как и всей траурной церемонии, был и остаётся чёрный.  

  В России катафалк назывался погребальными дрогами. Это была разновидность кареты, на которой усопший отправлялся в мир иной.